Как правило, продавец квартиры всегда находится в чуть более выгодном положении, чем покупатель. Во-первых, он все знает про свой товар: достоинства, недостатки, историю, и может на основе данной информации вывести адекватную цену. Риск покупателя больше, да и время на принятие решения ограничено. Профессиональные брокеры говорят, что продать можно любую квартиру – это вопрос цены. А как продать квартиру еще и с выгодой, немного выше рынка? Есть некоторые нехитрые приемы, которые позволят повысить привлекательность вашей квартиры для потенциальных покупателей.
Эмоциональная покупка
Любой риэлтор знает, что решение о покупке квартиры принимается скорее эмоционально, чем рационально. Чем выше класс квартиры, тем большую роль играют именно эмоции. Покупатель уже после беглого ознакомления с объектом загорается: «Это - мое!». И дальше он уже сам начинает убеждать себя, почему именно эта квартира ему нужна, не придавая особого значения возможным недостаткам. Задача же продавца в любом случае сделать так, чтобы первое впечатление от квартиры было самым положительным. Как это осуществить?
Конечно, важен внешний вид квартиры. Свежий косметический ремонт сразу повышает привлекательность объекта. В то же время, здесь важно не перестараться: известно, что дорогой ремонт себя не окупает – особенно, если это будет авторская работа. Новый хозяин все равно, скорее всего, захочет переделать интерьер под себя. А дорогие стройматериалы, работа дизайнера, мебель – чаще всего их стоимость не удастся прибавить к рыночной цене квартиры, в противном случае она станет неконкурентоспособна. Есть и исключения – некоторые люди ищут готовую квартиру со всеми удобствами и хорошим ремонтом, в которую сразу же можно въехать – это касается сегментов элитного и бизнес-жилья, но все равно угадать вкус потенциального покупателя крайне сложно. В то же время дорогой ремонт в квартире эконом-класса практически всегда оказывается нерентабельным.
Тем не менее, небольшой косметический ремонт быть должен. Если квартира изначально совсем «убитая», стоит, как минимум, покрасить в светлый цвет стены и вынести старую, ненужную мебель и лишние вещи. Захламленность сразу отталкивает клиента. Светлые, просторные и опрятные комнаты мгновенно производят положительное впечатление на покупателя – особенно, если перед этим он уже успел посмотреть несколько таких «убитых» вариантов.
Во-вторых, важно, в каком состоянии сантехника. Хозяин должен постараться, чтобы она выглядела безупречно – поскольку покупатели всегда обращают на это внимание – встречаются и особо брезгливые и впечатлительные граждане.
Также стоит устранить все потеки на потолке, если таковые имеются. Побелить потолок не так сложно, но зато у покупателя не будет лишнего повода размышлять о неудобствах, которые, возможно, придется терпеть от соседей.
Хорошего впечатления от квартиры можно также добиться, до блеска начистив все зеркальные поверхности в доме. Они должны буквально сиять: зеркала, сантехника, дверные ручки. Это известный нехитрый прием, но работает он всегда безотказно. Отдельно стоит сказать про окна. То, что они должны быть вымытыми, это само собой разумеется – также необходимо вставить недостающие стекла в раму, если они отсутствуют. Саму раму менять на новую, если старая в терпимом состоянии, нет смысла. Окна украсят шторы, даже самые простые – светлые и неутяжеляющие интерьер. Больше внимания шторам стоит уделить, если вид из окна оставляет желать лучшего.
Важно, чтобы в помещении не было затхлого воздуха и запаха от ваших домашних животных. Некоторые советуют для того, чтобы добиться приятного аромата, щедро использовать освежитель воздуха – лучше все же использовать натуральные ароматизаторы. Это может быть запах свежесваренного кофе, корицы, выпечки. Химические освежители воздуха не для всех приятны.
По дороге домой
Придать лоск квартире несложно, сложнее обыграть ее местоположение. Потенциального покупателя лучше лично встретить и вместе дойти до дома. Во-первых, таким образом вы сможете сами спланировать маршрут так, чтобы ему на глаза не попадались неблагоприятные объекты, если таковые имеются в вашем районе. Вместе с тем, по пути можно рассказать об инфраструктуре и плюсах окружения.
Уже у самого дома под угрозу сделку могут поставить два фактора: это контингент соседей и состояние подъезда. Логично, что если по вечерам у вас во дворе собирается шумная компания, то лучше перенести показ на другое время.
Состояние подъезда также важно, особенно если это дорогая недвижимость. Не стоит жалеть в таком случае денег на небольшой косметический ремонт подъезда. Риэлторы знают массу примеров, когда небольшие вложения в улучшение внешнего вида подъезда поднимали и стоимость самой квартиры, существенно окупая затраты на ремонт. В то же время даже очень хорошие квартиры в благоустроенных районах иногда надолго «зависают», поскольку состояние подъезда находится не на должном уровне. Даже если с ним все в порядке, горшки с цветами на лестнице и симпатичные картины или фотографии в рамках отлично оживят любой дом.
Стратегия переговоров
Итак, вы привели в порядок квартиру, приукрасили подъезд – это уже дает определенный бонус при формировании цены: по сравнению с такими же квартирами в аналогичных домах вашего района вы получаете определенное преимущество. Далее важно выбрать правильную стратегию переговоров. Прежде всего, в разговоре с покупателем стоит выяснить, для кого покупается квартира и что именно он ищет. Если выясняется, что рядом живут его близкие родственники и покупателю нужно перебраться к ним, поближе, скажем, чтобы помогать по хозяйству – в этом случае имеет смысл немного поднять цену. Насколько – можно понять по реакции вашего клиента. Так, вы видите, что квартира покупателя устраивает, кроме того, он «проболтался», что ему нужен именно этот район. Тогда вы аккуратно называете цену чуть большую, чем ожидали получить, - и наблюдаете за обратной реакцией. Если покупатель не говорит ни да, ни нет, то значит, имеет смысл дальше гнуть эту линию. Если покупатель заявляет о категорическом отказе, тогда стоит снизить планку – или искать другого клиента.
Иногда бывает, что на квартиру претендует сразу несколько покупателей. В этом случае между ними можно устроить аукцион – например, квартира достанется тому, кто предложит наибольшую цену. Этот аукцион может быть как очным, когда все стороны садятся за стол переговоров, так и заочным. Значение также имеет условие, которые предлагают покупатели – например, по срокам и схеме оплаты.
Таким образом, главная стратегия на повышение цены при переговорах – определить заинтересованность клиента и в зависимости от этого назначать цену, либо же заставить покупателей конкурировать между собой.
Итак, мы рассказали о некоторых несложных приемах, которые как повысят привлекательность вашей квартиры, так и позволят иметь некоторое преимущество на переговорах – аккуратно повысить ценовую планку. В то же время, просторная, чистая, светлая квартира, которая пахнет кофе с корицей и свежей выпечкой, уже сама себя продает. Среди аналогичных квартир она будет иметь явное преимущество - ваши усилия и затраты непременно окупятся.