Чем зарубежные риелторы отличаются от российских?
Слово «риелтор» уже довольно прочно вошло в наш лексикон. Тем не менее в государственном реестре профессий такое понятие отсутствует. Согласно данным опроса фонда «Общественное мнение», доля россиян, которые прибегают к услугам риелторов, относительно невелика - всего 15%. В основном такие услуги востребованы в Москве и крупных городах. Кроме того, многие жители России относятся к представителям этой профессии с недоверием, считая, что купить, продать или обменять квартиру можно и без их участия, экономя при этом немало денег. А как обстоит дело с зарубежными риелторами? Насколько отличаются их принципы работы от наших?Риелтор в России - профессия относительно молодая, в то время как на Западе традиция оказания посреднических услуг в сфере купли-продажи-аренды жилья и других видов недвижимости имеет глубокие корни.
Сам термин «риэлтор» американского происхождения, он объединяет в себе такие понятия, как брокер, маклер, агент. В США эта профессия существует уже более ста лет, и к риелторам здесь относятся с не меньшим уважением, чем к врачам или адвокатам. Желающим получить право самостоятельно работать на американском рынке недвижимости нужно прослушать специальный курс лекций, сдать экзамен и пройти ряд тестов. Обязательные условия: возраст старше 18 лет и отсутствие криминального прошлого.
В США, как, впрочем, и у нас, государственное лицензирование риелторской деятельности отсутствует (в России оно было отменено в 2002 году). Однако в США за риелторами существует строгий контроль со стороны профессиональной среды - системы добровольной сертификации, которую разрабатывают местные ассоциации брокеров, оценщиков и агентов.
Наиболее строгие требования предъявляют к риелторам в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург): каждый агент здесь должен не только получить лицензию, но и обязательно вступить в одно из двух профессиональных сообществ - BIV или IPI. Что, кстати, сделать не так-то просто - нужно пройти как минимум трехлетний курс обучения, сдать соответствующие экзамены и получить диплом, а также принять участие в тренингах в агентстве недвижимости. После прохождения государственной регистрации риелтор получает идентификационный номер, что подтверждает его статус и обязывает соблюдать кодекс профессиональной этики. Этот же номер агенты впоследствии указывают на каждом документе и в договоре, которые оформляют во время работы с клиентом.
В Германии риелторская деятельность также подлежит государственному лицензированию, кроме того, прежде чем приступить к работе, риелтору необходимо окончить специальные курсы и сдать экзамен.
Главное принципиальное отличие между российскими и зарубежными риэлторами вовсе не в обязательном наличии лицензии и специального образования, а в самой схеме работы. За рубежом все виды работ в агентстве недвижимости распределены между разными специалистами. В обязанности риелтора, или агента по недвижимости, входит только продвижение объекта недвижимости на рынке и знакомство продавцов с покупателями. Помимо риелторов в сделке участвуют юристы, которые занимаются проверкой документов, оформлением сделки, и другие специалисты. Их услуги оплачиваются отдельно.
Так, например, во Франции обязательным участником всех сделок с недвижимостью является солиситер (государственный стряпчий) - официальное лицо, функционирующее под контролем французского государства и обладающее полномочиями контролировать переговоры частных лиц о сделке, в целях предотвращения неожиданной юридической ошибки.
У нас же зачастую полный сервис услуг в агентстве недвижимости оказывает один человек - риелтор. Он предполагает подбор вариантов, показы, сбор (или проверку) необходимых документов, контроль передачи денег, регистрации сделки, передачи недвижимости (по передаточному акту), а также проведение всех переговоров и предоставление необходимых консультаций. Естественно, такая «универсальность» требует огромного профессионализма и компетентности в различных областях, которыми порой просто не может обладать один человек.
Другое принципиальное отличие - степень регламентированности риелторской деятельности. Например, в Канаде деятельность риелтора подпадает под действие 153 законов разного уровня - федеральных, провинциальных. Законодательные акты прямого действия расписывают риелторскую практику по шагам. Четко сформулировано даже такое понятие, как компетентность, и дано ему определение. В случае возникновения спора или претензий сначала выясняется, соответствовал ли специалист среднему уровню компетентности или нет. В США риелторскую деятельность регулирует законодательство на уровне штатов, которое и устанавливает общие требования, но в разных административно-территориальных образованиях существуют и свои отличия в нормативах.
В России же как такового законодательства, регулирующего риелторскую деятельность, нет. Конечно, со стороны профессионального сообщества в лице Московской ассоциации-гильдии риелторов (МАГР) и Российской гильдии риелторов (РГР) предпринимаются определенные попытки контроля, однако они охватывают далеко не всех участников российского рынка недвижимости, а разработанные этими организациями кодексы этики носят рекомендательный характер.
Таким образом, на Западе риелторская деятельность больше контролируется как со стороны государства, так и со стороны профессионального сообщества, соответственно, в этой сфере намного реже, чем у нас, встречаются случаи недобросовестной работы и откровенного мошенничества. Поэтому и уровень доверия у населения к риелторам намного выше. Кроме того, зарубежный риелтор не пытается в своей работе «объять необъятное», отдавая некоторые сферы деятельности на откуп профессионалам - юристам, адвокатам, оценщикам.
Источник: www.vsedoma.ru
Опубликовано: Абаканский городской портал о недвижимости «Мир Метров Абакана».
При использовании материалов активная (прямая) гиперссылка обязательна.